При следующих состояниях наблюдается ММД:

Повреждение мозга, ЦНС;
  • Инфекции (энцефалит, менингит);
  • Травмы головы;
  • Церебральная гипоксия;
  • Отравление свинцом;

Повышенная двигательная активность, головные боли, головокружения, нарушения сна, гневливость могут сопровождаться посттравматическим синдромом после черепно-мозговых травм, а так же быть симптомами неврозов.

 

Прогноз для детей с ММД:

Прогноз в целом не всегда благоприятен, существуют несколько вариантов:

1.      со временем симптомы исчезают и дети становятся подростками, взрослыми без отклонения от нормы. Анализ результатов большинства исследований свидетельствует о том, что от 25% до 50% детей "перерастают" этот синдром.

2.      Симптомы различной степени тяжести продолжают оставаться, но без признаков развития психопатологии. Таких детей большинство (от 50% и более). У них наблюдаются проблемы в повседневной жизни. По данным опроса, их постоянно сопровождает чувство "нетерпеливости и неугомонности", импульсивность, социальная неадекватность, чувство низкой самооценки в течение всей жизни. Имеются сообщения о большой частоте несчастных случаев, разводов, перемены мест работы у этой группы людей.

3. Развиваются тяжелые осложнения у взрослых в виде личностных или антисоциальтных изменений, алкоголизма и даже психических состояний.

 

Медико-педагогическая и педагогическая коррекция.

Здесь следует опираться на опыт зарубежных коллег. Предварительно следует делать комплексную оценку состояния здоровья детей и оценку их работоспособности с одновременным изучением санитарно-гигиенических и социально-экономических условий жизни детей.

 

Диагностика детей с ММД

 

Наиболее важный возраст для диагностики детей с ММД - 3-6 лет.

 

Другая классификация диагностического материала:

1)       нейрофизиологические методы (электроэнцефалография)

2)       ультразвуковая допплерография

3)       рентгенологическое (по показаниям рентгенография черепа, шейного отдела позвоночника для исключения органических заболеваний)

4)       нейросонография у детей дошкольного возраста

5)       прочие (исследование глазного дна, биохимические и клинические исследования).

 

Диагностика имеет определенные критерии:

I. Дефицит внимания (4 из 7)

1)      часто переспрашивает

2)      нуждается в спокойной тихой обстановке, не способен к работе и возможности сконцентрировать внимание

3)      легко отвлекается на внешние раздражители

4)      путает детали

5)      не заканчивает то, что начал делать

6)      слушает, но не слышит

7)      трудности в концентрации внимания, если не создана ситуация "один на один"

 

II. Импульсивность (3 из 5)

1)      выкрикивает в классе, шумит

2)      чрезвычайно возбудим

3)      трудно переносит время, когда ждет своей очереди

4)      чрезвычайно разговорчив

5)      задевает других детей

 

III. Гиперактивность (3 из 5)

1)      карабкается на шкафы, мебель

2)      всегда готов идти, чаще бегать, чем ходить

3)      суетлив, извивается, корчится

4)      если что-нибудь делает, то с шумом

5)      должен всегда что-нибудь делать

 

Другие критерии диагностики:

1.      проявление симптомов до 7 лет

2.      продолжительность симптоматики до 6 месяцев

 

Диагностику необходимо проводить при возникновении детского паралича, шизофрении, синдрома Гелгера и Краймера-Полинова, сенсорной депривацией, нарушении интеллекта, социальной нестабильности, после черепно-мозговых травм.

 

Клинический пример:

 

Родители Саши обратились за помощью в клинику, когда мальчику было 4 года, из-за ярко выраженной гиперактивности ребенка и проблем в его поведении. Его ранние развитие было несколько заторможенным, особенно сильной была задержка речи. В четыре года имел место ночной энурез. В 18 месяцев с ним случился эпилептический припадок, а в течение двух лет было отмечено более 20 подобных припадков. Большинство из них проходило в форме сильных судорог, но один носил психомоторный характер: сначала у мальчика появились боли в животе, потом у мальчика остекленел взгляд, началось обильное слюноотделение, и он стал произносить  различные бессмысленные глупые слова. С того момента, как Саша научился ходить, он был очень активен, весь день проводил на ногах, носился по дому и вечно во все вмешивался. Обычно он чрезвычайно быстро переключался с одного предмета или события на другое, а в 4 года (в момент обследования) он, кроме этого, без умолку болтал. В клинике Саша произвел впечатление жизнерадостного, дружелюбного, но очень расторможенного и непоседливого мальчика. Психологическое тестирование интеллекта показало, что он находится на пограничном уровне между средним и низким показателем. Саша был единственным ребенком в благополучной обеспеченной семье. Мать сильно любила сына, но оба родителя не знали, как быть с мальчиком, который имел явное отклонение в развитии.

 

У Саши был ярко выраженный гиперкинетический синдром, и так же, как у многих детей с подобным нарушением, у него были задержки в развитии и некоторые дисфункции мозга (примером чему были эпилептические припадки). В данном случае нарушение было следствием неправильного внутриутробного развития, а не следствием каких-либо переживаний и стрессов. Было необходимо, прежде всего, предотвратить повторение припадков, и Саше немедленно был назначен курс противосудорожных препаратов. Также ему были прописаны стимуляторы, которые в подобных случаях оказываются очень эффективными. К сожалению, они не оказали никакого эффекта на гиперактивность Саши, но совершенно неожиданно их применение сделало мальчика очень несчастным и слезливым, поэтому данные препараты были отменены. Такой парадоксальный побочный           эффект иногда отмечается у детей. Вместо этих лекарств был применен один из наиболее эффективных методов лечения - остеопатическое лечение, которое немного успокоило Сашу и снизило его безудержную активность. Тем не менее, в течение года, благодаря этому лечению атмосфера  в доме и состояние ребенка были значительно лучше и поэтому было решено продолжить курс.

 

Параллельно проводилась психотерапевтическая работа с матерью с целью обучения ее способам управления гиперактивностью Саши. Она должна была определить четкие рамки дозволенного пове6дения, попытаться строить ситуацию таким образом, чтобы в них уменьшалась возможность отвлечения внимания и поощрять концентрацию его внимания в играх и при выполнении заданий. В пять лет он начал учиться в обычной школе.  При последнем обследовании в 7 лет у него отмечен  прогресс в школе, моторная активность снизилась, импульсивность и несобранность на  уроках практически в норме.

 

Лечение последствий поражений центральной нервной системы перинатального периода, с которыми достаточно часто приходится сталкиваться педиатрам и неврологам, включает в себя медикаментозную терапию, остеопатическое лечение, массаж, лечебную физкультуру и физиотерапевтические процедуры, довольно часто применяют иглорефлексотерапию и элементы педагогической коррекции.

 

Требования к лечению должны быть достаточно высокими и, надо добавить, что основной акцент в лечении последствий поражения ЦНС перинатального периода делается именно на физические методы воздействия (остеопатическое лечение, ЛФК, массаж), в то время как медикаментозное лечение применяется лишь в ряде случаев (судороги, гидроцефалия и т.п.).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Ваш E-mail:

Личные странички

sherbakov

ukt
 
Md
 
dana
 
jusan
 
nova
 
asel